Часто слова и понятия со временем меняют свойства на прямо противоположные. Десяти лет не прошло, как в обиход стало входить слово «коллектор», и сначала оно ни у кого вопросов не вызывало: «специалист по выколачиванию кредитов – тот же рэкетир». Однако коллекторы сегодня тоже сильно изменились – и, при правильном подходе, превращаются из проблемы в помощника.
Давайте пойдем по пути простой логики.
Что нужно кредитору? Чтобы кредит вернули, и сделали это в разумные сроки. Если заемщик уходит в глухую оборону, начинает избегать общения, такой исход становится маловероятным. И главное для кредитора – понимать, в какой ситуации находится заемщик и что конкретно можно предпринять для выхода из нее.
Заметили? Цели обеих сторон во многом совпадают. Сегодня коллектор – это скорее персональный менеджер, задача которого – максимально комфортно совместить интересы заемщика и кредитора. И занимаются этими вопросами все чаще уже не «крепкие мужчины», а скромные, воспитанные барышни.
Итак, что делать, если звонят коллекторы? Как выбивает долги коллектор и что нужно для того, чтобы превратить его в орудие собственных интересов? Для начала стоит все честно рассказать, как есть. Не надо пытаться выглядеть хорошо и обещать, что «завтра точно все заплачу». Стесняться тут нечего: коллектор – специалист, он видел десятки и сотни самых разных ситуаций. Вполне возможно, он подскажет, что еще вы не учли. Причем это касается не только ваших рисков, но и возможностей – рассрочки, перекредитования и т.д.
В то же время не стоит забывать: все-таки игра находится в руках кредитора. Платить все равно придется. Новый закон предусматривает возможность банкротства для частных лиц – но, во-первых, это само по себе дорого. Во-вторых, банкрот – это клеймо если не на всю жизнь, то уж на ближайшие десять лет точно.
И чем дольше затягивается конфликт, тем больше будут потери, ложащиеся на заемщика. Потому что современные кредитные организации очень жестко регулируются и во многом являются просто «машинами», действующими по строгому регламенту. Сейчас нередко бывает, что коллекторы выкупают портфель кредитов на себя – тогда с ними проще договариваться. Но так везет не всем.
Рассмотрим печальный пример: человек «принципиально» отказывается платить 2,5 млн руб., так как считает накопившийся долг завышенным, и соглашается на выплату лишь 2,1 млн руб. Но банк не может просто списать долги – для этого нужно основание, и приходится идти в суд. Проходит время, и к моменту, когда суд выносит решение, долгов чисто технически уже набежало 3,5 млн руб., плюс издержки на адвокатов и т.д. Заемщик опять настаивает, что больше 3,2 млн не заплатит. Начинается исполнительное производство, к делу подключаются суровые судебные приставы – и в результате человек лишается квартиры, которую в нормальной ситуации можно было бы продать за 5 млн руб. То есть, начав конфликт с коллектором из-за 400 тыс. руб., заемщик в итоге потерял 2,5 млн руб. – и такие случаи, увы, не только реальны, но и не единичны.
И самое парадоксальное, что банк мог в итоге вообще ничего дополнительно не заработать: все это время растущий просроченный кредит портил ему отчетность, приходилось создавать недешевые резервы, платить зарплаты менеджерам, наконец, свою часть расходов забрали и приставы. То есть, опять же, чисто технически банку было выгоднее получить меньше, но сразу.
В конце концов, стоит понять простую вещь: коллектор – человек на работе, и у нее есть свои параметры эффективности. Если разговор заканчивается ничем и дело уходит в суд, значит, он зря получает зарплату. Если же, после всех возможных рассрочек, скидок и т.д. появляется новый четкий график платежей и эти платежи действительно происходят, за это платят премию. Об этом стоит помнить, однако не стоит этим злоупотреблять – потому что в случае неудачи, как уже говорилось, коллекторы подают в суд и на сцену выходят приставы.
Комментарии: