В ходе исследования, проведенного британским правительственным агентством Money Advice Service, было выявлено, что умение распоряжаться деньгами формируется у ребенка до семи лет. В нашей статье речь пойдет о том, как правильно говорить с ребенком о финансах, давать карманные деньги и нужно ли всегда покупать ему подарки.
Финансовая грамотность детей с колыбели
Автор книги «Воспитывая финансово уверенных детей» Мэри Хант говорит о том, что обучение детей обращению с деньгами необходимо начинать с колыбели. Дети больше склонны делать то, что вы делаете, чем то, что вы говорите. Поэтому с самого начала необходимо подавать детям пример финансовой грамотности. По мере того, как ребенок растет, надо спокойно и уверенно говорить с ним о деньгах. Ребенок должен понимать, что они представляют ценность, без которой невозможно обойтись в современном мире, и что мама и папа тратят много сил на то, чтобы их заработать.
Когда вы ходите за покупками с маленькими детьми, Хант советует всегда использовать наличные, а не кредитные или дебетовые карты. Иначе у ребенка может создаться неправильное представление о волшебной карточке, которая исполняет все твои желания.
С самого раннего детства родителям, даже если они сверхбогаты, необходимо вводить ряд ограничений на детские траты. Ребенок должен ясно видеть разницу между необходимыми тратами и тратами ради удовольствия. Важно, чтобы родители при помощи слов и действий укрепляли идею о том, как важно не потратить денег больше, чем у тебя есть. Один из хороших способов — держать траты на забавы под контролем, для чего нужно не поддаваться на каждую просьбу ребенка о покупке.
Как же правильно объяснить ребенку отказ в покупке очередной игрушки?
Конечно, не надо резко и категорично говорить «нет» на просьбу малыша. Стоит избегать и выражения «у нас нет денег», ведь для ребенка это означает «мы бедны» и становится поводом для беспокойства. Самый лучший способ – это переключить внимание на то, что у ребенка уже есть или предложить альтернативу.
Карманные деньги: первый шаг к собственным капиталам
Психологи считают, что ребенок созрел для карманных денег, если он понимает, что деньги зарабатываются и зачем они нужны, и может внятно объяснить, на что собирается их потратить. Как правило, это умение приходит к школьному возрасту.
Самостоятельное распоряжение даже маленькой суммой с юных лет закладывает у ребенка азы планирования личных финансов. Так он учится контролировать собственные доходы и расходы, и наделав ошибок, сделает выводы. Например, если ребенок будет долго копить на китайскую игрушку, которая сломается через пару дней, то это станет для него важным уроком «не стоит тратить деньги на ерунду».
В отличие от Германии, где вопрос о карманных деньгах, решен законодательно, в России нет общего принципа, сколько денег давать на карманные расходы. Главное – они должны научить ребенка самостоятельно управляться с финансами, планировать траты и брать ответственность за ненужные покупки на себя. Если ребенок потратит месячные карманные деньги за первую неделю, то будет хуже для него же. Не стоит в таком случае давать ему взаймы.
Родители могут поощрять детей за успеваемость или какие-то работы по дому, которые те не очень любят делать. На каком-то этапе это может помочь улучшить оценки и вдохновить ребёнка на выполнение домашних поручений. Однако полностью монетизировать процесс обучения в школе или домашнюю работу не стоит – это может создать схему «ты — мне, я — тебе», а перейти с неё на безденежные отношения будет трудно.
Финансовая грамотность детей. Используем наглядный пример
Выполнение рутинных повседневных задач совместно с детьми может показать им, как нужно обращаться с деньгами. Многие психологи рекомендует брать детей в продуктовый магазин. Это поможет научить их планированию и экономии. Привлекайте детей к процессу составления списка покупок, покажите им разницу в цене на одни и те же продукты, учите выбирать оптимальный вариант по соотношению цена/качество.
Неплохим опытом может стать совместное посещение банка. Стоит показать ребенку, как вы открываете депозит, пообщайтесь с банковским работником, пусть ребенок задаст ему вопросы. Расскажите ребенку о механизмах кредита: что значить откладывать выплаты, иметь задолженность или выплачивать проценты. Используйте первую зарплату, чтобы объяснить идею налогов, и поиск дома или квартиры, чтобы разъяснить концепцию ипотеки.
Ну и пожалуй главное, что ребенок должен понимать, заключается в том, что деньги делают жизнь проще, приятнее и комфортнее, однако это не самое главное. Приятные ощущения бывают не только от денег. Еще они бывают от солнечного дня и от улыбки мамы.
Одно из наиболее важных умений, которое научит ребенка обращаться с деньгами, и которое обязательно следует объяснить школьнику это формировать финансовые цели. Ребенок должен уметь четко сформулировать, что именно хочет приобрести, а затем посчитать, сколько на это потребуется денег и в какой срок возможно на эту цель их накопить.