25 июля 2018 года в Высшей школе экономики (Москва) прошел круглый стол «Электронная регистрация сделок вторичного рынка жилья». В заседании круглого стола приняла участие и наша компания «Персональные Финансовые Технологии» (бренд «Деньги есть!»).
Мероприятие было посвящено повышению технологичности и доступности сделок с недвижимостью. В частности, обсуждалась электронная регистрация сделок с недвижимостью.
Круглый стол объединил риэлторов, банки, Росреестр, технические компании — удостоверяющих центров электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и нотариат. Все обменялись фактами и опытом, а также обсудили проблемы и перспективы.
Представитель Росреестра отметил, что электронные регистрационные услуги появились 3 года назад. И перечень электронных услуг постоянно расширяется.
Сейчас можно делать регистрацию сделок с недвижимостью как в бумажной форме, так и в электронном виде. Пока выбирают способ регистрации стороны сделки.
Для того, чтобы оформить сделку в электронном виде сторонам нужно иметь усиленную электронную цифровую подпись.Такую подпись можно, в том числе, получить у Росреестра. Но, как правило, стороны сделки получают такую подпись у кредитора покупателя недвижимости (у Сбербанка то точно), если покупатель обращается за ипотекой.
Электронный нотариат
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик рассказал о нотариальной форме электронных сделок. Он отметил, что усиленную электронную подпись сторонам сделки при нотариальной форме получать не нужно, достаточно усиленной электронной подписи нотариуса.
Корсик напомнил, что нотариусы несут материальную ответственность за сделку. Это обеспечивает юридическую значимость действий нотариуса.
Кстати, с 2019 года нотариусы, как и банки, смогут собирать биометрические данные для удаленной идентификации клиентов. Подробнее про это можно почитать здесь.
Еще главный нотариус России отметил, что с 1 января 2018 года нотариат получил Единую нотариальную базу. Теперь все сделки, документы и действия фиксируются там. Шансов «потерять» нотариальную сделку или исказить ее, нет.
Участники круглого стола выделили несколько преимуществ электронной регистрации сделок:
- электронная регистрация сделки позволяет сэкономить деньги — 30% госпошлины за услугу.
- быстрота сделки. Вместо 7-9 дней регистрации через МФЦ мы получаем документы через 2-3 дня. А то и в этот же день.
- онлайн можно отследить статус сделки.
Регистрация сделок с недвижимостью в электронном виде сейчас доступна от разных участников рынка недвижимости. Такую услугу сейчас предоставляют банки, если вы покупаете с использованием ипотеки. Кто не слышал про электронную регистрацию от Сбербанка, но сейчас это делает не только он. Это могут быть застройщики (сейчас большинство договоров долевого участия регистрируется электронно). Услуга доступна и у коммерческих структур, и, между прочим, порой выходит дешевле, чем у того же Сбербанка (по крайней мере, именно это озвучили их представители на круглом столе).
Комментарии: