В России появились уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг. Другими словами, это защитник всех тех, кто пострадал от банков и других финансистов. А еще от страховщиков. Такого человека еще называют Омбудсмен. Он за справедливость, в общем.
Кем скажете, он уполномочен? Государством. В лице Центрального банка. Главный банк страны будет не только назначать, но контролировать омбудсмена.
В общем, разбираемся вместе, что это за «зверь» такой финансовый омбудсмен.
Итак, деятельность нового уполномоченного регулируется не абы чем, а федеральным законом, который подписал сам Президент России. Это закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Заработал этот новый государственный «институт» с сентября 2018 года. Но реально начнет действовать с начала 2019 года, т.к. нужно провести всякие «хозяйственные» операции по созданию СТРУКТУРЫ. Да-да, это не единственный «волшебник», который решит ваши проблемы. Это будет именно СТРУКТУРА.
Финансовый уполномоченный создан для решения материальных споров между гражданами и финансовыми учреждениями. Материальных означает, что у гражданина есть имущественные претензии к тому же банку, например.
Как не попасть в штрафники с кредитной картой
Проще говоря, помогать он вам должен.
Про то, что уполномоченные будут иметь разные ранги и степени, рассказывать вам не будем. Чиновники же. Как по-другому. Отдельный чиновник будет действовать в каждой конкретной финансовой отрасли. Например, кредитование, страхование и т.д. Т.е. уполномоченных от государства будет много.
Перечень назначенных финансовых уполномоченных будет размещен на сайте Центрального банка. У каждого чиновника будет свой личный сайт, ну штат тоже.
Стать «защитником обиженных» сможет не каждый, у претендента должен быть опыт – финансовый (не менее 5 лет) или судейский (не менее 10 лет).
Финансовый уполномоченный будет решать споры потребителей с таким финансовыми институтами, как:
- Банки,
- Микрофинансовые компании (МФО),
- Страховщики,
- Кредитные потребительские кооперативы (КПК),
- Ломбарды и т.д.
Через новую структуру будут рассматриваться споры при условии, что:
- Сумма претензий не более 500 тысяч рублей. Может быть, и выше, если, например, страховщик нарушил закон при выплате страхового возмещения,
- Со дня, как гражданин узнал, что его права нарушены, прошло не более 3-х лет.
Финансовый уполномоченный для граждан будет бесплатным! За его услуги платить не нужно.
Заявление с жалобой финансовому уполномоченному можно будет оформить в электронном виде или на бумаге, сдав его через МФЦ. Но сначала гражданин должен попытаться решить вопрос с финансовой структурой, к которой у него претензии. А если уж не получится, тогда финансовый уполномоченный.
Можно ли получить деньги в долг с плохой кредитной историей?
На первых порах финансироваться деятельность подобных структур будет государством, а потом «скидываться» на них будут финансовые организации путем взносов.
По сути, финансовый уполномоченный в некоторых случаях становится на место судьи.
Но, если вдруг финансовый уполномоченный вынесет решение не в пользу потребителя, он может обратиться уже в классический суд.
Кстати, подобные общественные «приемные» есть и за рубежом.
Для начала финансовый уполномоченный заработает в сфере страхования.
С 1 января 2020 года подключатся МФО, а еще через год — КПК, банки, ломбарды и НПФ. Все эти финансовые институты могут добровольно перейти на рассмотрение споров не через суд, а через финансового уполномоченного. Если захотят. Захотят ли?..
И, между прочим, главный финансовый омбудсмен уже назначен. Это Юрий Воронин, ранее работавший в Банке России.
Напомним, что при Центральном банке также действует Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Служба в отличие от уполномоченного не «судья», а скорее консультант. В том числе Служба способствует повышению доступности финансовых услуг.
Комментарии: