В СМИ прошла информация, что Яндекс будет передавать информацию о клиентах в БКИ. Типа, сервисы Яндекса помогут банкам при оценке платежеспособности будущих заемщиков.
Разбираемся.
При автоматической оценке заемщиков учитывается масса параметров. Кроме того, что скоринг обычно считает такие стандартные параметры, как обязательность по кредитной истории, данные о доходах и трудоустройстве и много личных данных, сюда вроде как войдет еще и дополнительная информация от Яндекса.
Яндекс уже «работает» в таком ключе с БКИ Эквифакс. И вот начал сотрудничать с БКИ ОКБ. Эти два БКИ — одни из самых крупных БКИ в России. Еще есть НБКИ, но пока сведений о сотрудничестве с Яндексом нет. Пока…
Корпорация Яндекс, имеющая в составе своей группы такие компании, как сервис доставки БЕРУ, Яндекс.Такси, Поисковую систему, Яндекс.Деньги и тд, владеет многими данными. Яндексу известно, что и как часто мы покупаем, что мы смотрим, ищем ли работу, собираемся ли в отпуск, что смотрим в магазинах. Да много чего. Вплоть до того как музыку мы слушаем. Почти всегда, чтобы иметь больше возможностей, мы передаем Яндексу, как минимум, свою электронную почту. Как максимум, для Яндекс.Деньги и свои паспортные данные.
Обещают, что персональные данные от Яндекса никуда не передаются, только общая статистика.
Говорят, что в аналитических моделях Яндекса используется более 1 тыс. разноплановых факторов, но по итогам анализа БКИ получает только одно число — результат оценки. Назовем это Яндекс.Балл.
Собственно, БКИ и сами имеют свои оценки — кредитные рейтинги, которые они дают заемщиков российских банков. Вот сюда скорее всего встроится еще одно число.
Яндекс отмечает, что их сводный балл не влияет на скоринг от БКИ и якобы нужен только в маркетинговых целях. Но тогда зачем БКИ и банкам собирать эту информацию? Лукавят…
Как все будет устроено:
Несмотря на то, что вроде как все обезличено, БКИ передает информацию в сервисы Яндекса, которая содержит зашифрованные данные о пользователе. Адрес электронной почты и мобильный телефон.
Яндекс на основе этих данных ищет клиента у себя в базе. Находит, считает, получает свой Яндекс.Балл и уже его отдает в БКИ.
Вроде как сам Яндекс не видит, по какому человеку получен запрос, все это зашифровано и для сервисов Яндекса не доступно. Но Ит-система Яндекса, несмотря на это, должна увидеть и сопоставить клиента с данными Яндекс. Поэтому в зашифрованность информации верится слабо. Но пусть будет так.
Общий скоринговый балл, который по словам Яндекса, не будет содержать данные от этой корпорации передается банкам для оценки своих клиентов. Ну вы поняли, что Яндекс.Балл скорее всего будет учитываться в общем балле. Просто пока идет отладка.
Все это, говорят, повышает возможности банков оценивать потенциальных заемщиков.
Говорят, банки уже используют эти данные. Но на запросы отвечали по разному. Кто-то использует в принятии решений, кто-то просто смотрит, кто-то вообще пока не в курсе темы. Все зависит от риск-аппетита банка. Нужно будет ужесточить требования, вот тут и пригодятся лишние параметры и баллы.
Вообще для сбора и использования таких данных, по-хорошему, у нас должны взять согласие на обработку персональных данных. Но, во-первых, пока говорят, что якобы обмена персональными данными нет. Во-вторых, согласие возьмут, вы и не заметите, поставив где-нибудь галочку, т.к. дальше не пройти.
Сами банкиры признаются, что обезличенные данные бесполезны, они не помогут для скоринга. А тогда зачем все это?
Комментарии: