Знаете ли вы, что финансовые пирамиды в России появились задолго до печально знаменитой пирамиды МММ? А уж современной финансовой пирамиде Кэшбери и не снились масштабы одной российской величайшей аферы.
Город Скопин — маленький уездный город в российской глубинке Рязанской губернии. Сейчас, кстати, там проживает чуть больше 26 тысяч жителей.
Так вот, именно в городе Скопин в XIX веке появилась первая финансовая пирамида.
После отмены крепостного права в России началась активизация банковского движения. Освободившимся крестьянам нужны были деньги, в том числе для покупку собственной земли. Открывались банки и кредитные общества. Практически в каждом уездном городе.
В городе Скопин местные купцы для поднятия деловой активности решили создать Общественный банк. Постановление на открытие получили от главы Минфина России. Руководить назначили Ивана Гавриловича Рыкова.
Иван Рыков был из семьи небогатого помещика, после смерти родителей усыновленный местным купцом. Кстати, и свою фамилию он получил уже от него. Еще до назначения на высокий пост руководителя банка он промотал приличное состояние, полученное в наследство от своих уже приемных родителей. Но уважаемых жителей города это не смутило, ведь молодой человек, а тогда он был реально молодым, всего 30 лет, работавший в городском самоуправлении пожертвовал из своих денег некоторую сумму на благоустройство города.
Общественный банк в первые годы своей работы действительно активизировал деловую жизнь городка. Доходы от банковской деятельности в равных пропорциях направлялись в казну города, на благотворительность и на увеличение уставного капитала. Обороты банка за несколько лет стали миллионными.
Кстати, банк стал давать кредиты и под залог недвижимости. Хотя в России этот вид деятельности еще не получил широкого распространения.
И вот тогда глава банка решил не мелочиться. Он захотел привлекать деньги в банк не только у своих горожан, но и по всей России.
Чтобы заинтересовать будущих клиентов нести деньги в малоизвестный банк маленького городка, Рыков обещал им очень щедрые проценты за размещение их в его банке. Обещанная доходность была практически в 2 раза выше стандартной, до 7,5 % вместо 3–5 %. Объявления об этом широко размещались во всех газетах России. Похвалится Рыкову было чем, ведь дела банка шли хорошо. Отчеты красовались рядом с обещаниями.
Как и положено «приличной» пирамиде, первые проценты выплачивались своевременно и в полном объеме.
Деньги в банк, да и в сам город, «полились рекой» со всей России.
Интерес был такой, что к городу провели железную дорогу. Деловая жизнь города действительно оживилась.Открывались новые учреждения, строились дома.
В идеальной конструкции банк привлеченные деньги размещает в кредиты, получая более высокую доходность, с которой и погашает проценты по вкладам. Но кто же будет брать такие дорогие кредиты, если в России можно найти и много дешевле. Но «своим» кредиты давали, по божеским процентам.
Богатые выплаты шли за счет денег новых вкладчиков. В общем, финансовая пирамида во всей красе.
Как и положено, «черной» компании этот банк имел две бухгалтерии — официальную и «черную». Ревизии в банке никто и никогда не проводил, Рыкову так верили, что нужные бумаги просто подписывали.
Банк просуществовал почти 20 лет.
И вот в один из дней банк закрылся, а в его кассе и на счетах было только пару тысяч рублей. При том, что вложили в банк почти 12 миллионов.
Этому предшествовало небольшое объявление в газете (какой-то ушлый репортер раскопал данные), что деньги в этом банке почти ничем не обеспечены. Акционеры и вкладчики обеспокоились и начали требовать деньги назад. Новых клиентов уже не было. Финал был понятен. Финансовая пирамида пришла в своему краху.
Ивана Рыкова судили. Вместе с ним еще 26 человек. Многие заемщики, имевшие кредиты в этом банке, за счет которых можно было бы погасить долги перед вкладчиками, были признаны неплатежеспособными. Например, один из таких взял кредит на 118 тыс. рублей, имея имущество всего на 330 рублей.
Кстати, репортером на этом судебном процессе подрабатывал тогда еще неизвестный Антон Чехов. В журнале «Осколки» он тогда писал — «Кредиторы банка получат по 15-18 копеек за рубль». Даже, если продали бы весь город, то вкладчики получили бы не более 28 копеек за рубль.
После этого суда выражение «рыковское дело» стало нарицательным.
Между прочим, известная картина Владимира Маковского «Крах банка» была написана по этому случаю.
Комментарии: