Если вы покупаете какую-либо недвижимость, то будете считаться полноправным ее владельцем только после обязательной государственной регистрации права собственности. Государственная регистрация недвижимости обязательна при любой сделке с любым недвижимым имуществом. Будь то дом, квартира, коммерческая недвижимость или гараж. Будь то купля-продада, мена, дарение и тп. Мы разберем куплю-продажу.
Этапы сделки купли-продажи
Во-первых, вам необходимо убедиться в том, что покупаемая недвижимость безопасна с юридической точки зрения.
Под этим подразумевают, что:
• Недвижимое имущество не заложено и не арестовано.
• Все собственники недвижимости согласны на сделку, если собственность является совместной или долевой.
• Недвижимость учтена в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Хотя тут есть момент, что старые объекты могут и не числится в ЕГРН, хотя право собственности имеется. Это особенность наших законов. Обычно при сделке купли-продажи такого объекта одновременно регистрируется в ЕГРН право собственности продавца и сразу переход права к покупателю. Это вполне законная сделка.
• Все документы, необходимые для совершения сделки, есть в наличии и их содержание не препятствует сделке. Например, есть нотариальное согласие супруга продавца, не участвующегося в сделке (если оно необходимо), или согласие органа опеки и попечительства, если один из собственников несовершеннолетний ребенок.
Конечно, стоит проверить и самого собственника не только на законность его права собственности, но и, например, на наличие кредитных долгов, судебных разбирательств, банкротства или потенциального банкротства.
Оформление сделки
Сделка обычно оформляется договором купли-продажи. Данный договор составляется в таком количестве экземпляров, чтобы по одному было у каждого участника сделки и у Росреестра, который и проводит государственную регистрацию. Если в сделке участвует банк, у которого покупатель берет ипотечный кредит на покупку, то еще один экземпляр ему. Если сделка оформляется в нотариальной форме, то один жкземпляр еще полагается нотариусу, который, собственно, и оформляет эту сделку. Стороны подписывают все экземпляры договора.
Когда стороны подпишут договор, документы передаются на регистрацию в Росреестр. Обычно это происходит через МФЦ. Там же придется заполнить бланк заявления (это обычно делает сотрудник МФЦ) и оплатить государственную пошлину (обычно в МФЦ есть платежные терминалы).
После этого каждой стороне сделки выдадут расписку в их получении. В расписке будет стоять примерная дата получения документов. По закону регистрация проходит в течение 9 рабочих дней с даты принятия полного пакета документов.
Позже нужно будет забрать свои документы с отметкой о регистрации и выписку из ЕГРН.
Список документов
Для регистрации права на недвижимое имущество нужно собрать пакет необходимых документов. Их список зависит от конкретной ситуации, поэтому может корректироваться.
В основном для передачи документов на госрегистрацию требуются:
• Документ, на основе которого возникло право собственности продавца (если право в Росреестре не зарегистриовано)
• Заявление на регистрацию
• Паспорта участников сделки
• Все экземпляры договора, которые подписали участники сделки в том количестве, которое указано в самом договоре
• Квитанция об оплате государственной пошлины
Если сделка требует каких-либо согласий и разрешений, эти документы должны быть тоже приложены в пакету документов. Например, нотариальное согласие супруга продавца, не участвующегося в сделке (если оно необходимо), или согласие органа опеки и попечительства, если один из собственников несовершеннолетний ребенок.
Как можно сдать документы на госрегистрацию
Регистрация прав собственности на недвижимость, как мы уже сказали, производится исключительно работниками Росреестра. Однако, существует несколько способов того, как можно подать документы на регистрацию:
• Непосредственно в отделении Росреестра (но сейчас мало офисов Росреестра принимают документы от граждан и только по предварительной записи)
• В МФЦ (это основной способ подачи документов)
• Почтой
• В электронном виде (в последние годы электронные сделки все более предпочтительны)
Есть возможность даже оформить выезд специалиста Росреестра на дом.
Госпошлина
Госпошлина установлена в размере 2 тысячи рублей, если сделка между физическими лицами. Обычно пошлину платит покупатель, но стороны могут договориться о любом делении этого вида расходов, прописав его в договоре купли-продажи.
Сроки регистрации
На данный момент срок проведения процедуры регистрации значительно уменьшен и контролируется законодательством.
Самый короткий срок устанавливается в том случае, если вы подали заявление через сайт в электронном виде. И придется подождать больше недели, если вы решили подать заявление через МФЦ.
Приостановка
Сделка может быть приостановлена, если наступили определенные обстоятельства:
• Предоставлены не все документы из списка
• Подлинность документов не установлена
• Присутствуют противоречия между правами и заявлением
• Несоответствующая форма документов
• Ведется судебное дело по объекту недвижимости
Помимо этих причин, судебное решение также может приостановить процесс регистрации.
Участников сделки обязательно информируют, если сделка была приостановлена по каким-либо причинам. Приостановка может длиться до шести месяцев, это зависит от ситуации.
Если приостановка произошла в следствии того, что был открыт судебный спор, то она может продлеваться вплоть до получения решения суда.
Регистрация может быть остановлена так же по просьбе обоих сторон. Однако, это предоставляется возможным в том случае, если процедура еще не завершена. В этом случае, нужно указать причину и срок приостановки, который может достигать шести месяцев максимум. При этом необходимо в этот срок подать повторное заявление, иначе в регистрационных действиях будет отказано.
Отказ в регистрации
Если в совершении сделки отказано, документы буду возвращены заявителю.
Единственный случай, когда в регистрационных действиях могут отказать, это если после приостановки не было подано повторное заявление. Учтите, что госпошлину в таком варианте не возвращают. Если выполнять все точно по инструкции, сразу предоставлять все необходимые документы, то регистрация пройдет легко и достаточно быстро.
Вывод: сама по себе процедура передачи документов на госрегистрацию сложности не составляет, но подготовку сделки, включая различные проверки, и ее оформление лучше проводить со специалистами.
Статья на
Что еще почитать:
Ипотека по двум документам. Как получить ипотеку без справки о доходах
Ипотека с дифференцированным платежом. Что это такое и кто выдает
Кредит под залог недвижимости. Что нужно знать
Комментарии: