Существует очевидный факт – дети познают мир через игровой процесс. Однако не все знают, что, даже став взрослым и занимаясь любимым делом, человек достигает больших успехов в карьере именно потому, что это связано с получением удовольствия от своей работы – как ребенок получает удовольствие от игрового процесса. Иными словами, вспоминая идеи известного педагога Макаренко, учеба должна быть интересной и приятной для ученика. Поэтому обучение финансовой грамотности не должно быть обременительным. Хотя подход к учебному процессу разделен на годы обучения и имеет различную программу.
Например, обучение детей финансовой грамотности через картманные деньги.
Первые три года или начальная школа
Обучение через карманные деньги начинается с 1 класса обучения в школе. Ребенок изменяет свой социальный статус с дошкольника и половину дня предоставлен себе. Даже находясь в школе под присмотром учителей, он может посещать школьную столовую и совершать покупки на перемене. Дошкольником же такие действия недоступны.
В первый год обучения выделяется всего 1% от дохода семьи. Деньги можно разбить на 4 платежа и выдавать раз в неделю.
Второй и третий год ничем не отличаются от первого, кроме увеличения выдачи финансов на 1% с каждым годом обучения в школе. Итого первый класс 1%, второй 2%, а третий 3%.
Почему карманные деньги рассчитываются от семейного бюджета? В случае, когда ребенок из не самой обеспеченной семьи, он должен привыкать к такому статусу, потому крайне неразумно баловать любимое чадо излишними финансами, так как во взрослой жизни он их вряд ли получит. Нужно объяснять, что у нас свободный рынок и никто ничего ему бесплатно не даст. Всего нужно добиваться самостоятельно, а социальный статус, как итог и доход, меняется крайне редко.
Следующим этапом обучения будет средняя школа, которая также разбита на классы и годы обучения. Переход к данному этапу происходит по окончании начальной школы, когда ваш малыш научился планировать свои покупки, растягивать полученные средства на неделю.
4-6 классы обучения
Денежные средства можно уже выдавать 2 раза в месяц.
Каждый год следует увеличивать сумму карманных денег на 1% от семейного бюджета. Учитывая, что в 6 классе сумма составит 6% от доходов семьи, резонно будет расходовать часть этих денег для покупки одежды ребенку.
Последний пункт нужно разъяснить дополнительно. Если в начальной школе траты идут исключительно на развлечения, то в 4-6 классах покупки должны быть в том числе полезными. Это не означает, что, пригласив любимое чадо в парк развлечений, родители заставят малыша самостоятельно покупать мороженое, сладкую вату и билеты на аттракционы из карманных денег. Даже во взрослой жизни, когда один друг или член семьи приглашает другого в кафе или ресторан, пригласивший часто платит за приглашенного. Тут речь идет о ребенке, потому нет ничего зазорного и неправильного, если родители оплатят его развлечения. Однако когда малыш остается один, он сам платит за свои покупки.
В средней школе это можно преподнести как «ты уже взрослый» т.е. как привилегию покупать некоторую одежду, например кроссовки, футболки и т.д., на свой выбор. Одновременно можно использовать метод кнута и пряника и хвалить вашего ребенка, если он сам на свои карманные деньги покупает кроссовки, которые ему нравятся.
Если же родители покупают кроссовки, которые посчитают нужными, то малыш не вправе возражать, ведь быть взрослым – не только привилегия, но и ответственность. В итоге у ребенка выбор – или стать взрослым и на свое усмотрение покупать некоторые части своего гардероба на свои карманные деньги или носить то, что решат родители.
С седьмого по десятый годы обучения
Увеличение месячного финансирования на 1% – с 7% до 10% от дохода семьи.
Фактически все покупки касательно подростка ложатся на его плечи. Он выбирает какую повседневную одежду купить, какие мероприятия посетить, вообще что себе купить. И сам платит за это.
Исключение – питание и дорогостоящие вещи по типу теплых курток или дорогой электроники, если она требуется для обучения, например компьютер.
Цель — к моменту, когда подросток станет студентом, обучить его полностью самостоятельно планировать свой бюджет.
Как результат – к выпускному из школы ваше чадо станет абсолютно финансово независимым, так как прошло обучение. Остается только выйти на работу, ведь планировать и распределять бюджет он уже умеет.
Комментарии: