Совместное потребление – это неотвратимое будущее для определенных видов товаров и услуг. Зачем приобретать что-то в собственность, если оно тебе нужно что-либо лишь изредка? Тем более если можно взять эту вещь во временное пользование. В данном случае речь об автомобиле. Идея общедоступного транспортного средства возникла достаточно давно в фантастических произведениях (герои, спасаясь от погони, запрыгивают в первый попавшийся глайдер). Но только сейчас технологии позволили маломальским крупным и технически развитым городам обзавестись собственными сервисами каршеринга.
Владеть собственным авто в мегаполисе вроде Москвы удовольствие сомнительное. С одной стороны, ты, конечно, декларируешь свой социальный статус (окружающие оценят, что у тебя есть деньги на новый BMW, ну или то, что банк тебе доверяет настолько, чтобы дать деньги на новый BMW), но при этом железяка весом пару тонн плотно начинает контролировать твою жизнь. Как ревнивая подруга она заставляет тебя стоять с ней в бесконечных пробках, запрещает вне планово выпить пиво-другое с друзьями, да и вообще одни сплошные расходы и стресс, то ТО, то страховка, то парковка. С другой стороны, даже если вы живете и работаете прямо у метро, автомобиль все ровно иногда нужен, поскольку мест, куда в Москве неудобно добираться на общественном транспорте, достаточно много (например, поехать в магазин на или за МКАД).
Для себя я это противоречие решил с помощью активного использования московских каршерингов – сервисов краткосрочной аренды автомобиля. Первый раз о том, что такая штука появится, услышал еще в 2014 году, прочитав на Facebook о планах по запуску сервиса Делимобиль. Восторг от того, что будущее постучалось и ко мне, побудил меня сразу отправить заявку на пользование сервисом, хотя его еще в тот момент не запустили.
Сегодня я пользуюсь тремя сервисами — Делимобиль, YouDrive и BelkaCar. Все сервисы объединяет возможность арендовать стоящий на улице автомобиль для краткосрочной поездки с использованием мобильного приложения. Тарификация использования поминутная.
ДЕЛИМОБИЛЬ: Исторически мой первый каршеринг.
- Регистрация: Когда я регистрировался, это был приличный геморрой, так как требовалось подписать документы в живую. Сделать это можно было в офисе или с помощью курьера (который видимо был один, так как на него была очередь). Сейчас есть электронная регистрация.
- Автомобили: Hundai Solaris – на удивление вполне себе удобное авто. Штатная медиа система распознает iphone с помощью имеющейся в автомобиле зарядки. Хотя нужно быть готовым, что зарядка для iphone будет работать через автомобиль. Автомобили в основном новенькие, хотя уже попадаются довольно ушатанные.
- Парковка: Завершать аренду можно в пределах МКАД в любом месте, где парковка разрешена ПДД, в том числе на платной городской парковке. Бросать на закрытых парковках, например, в торговом центре – нельзя. В качестве дополнительного бонуса – парковка в аэропорту Шереметьево и Домодедово, но об этом ниже.
- Доступность: Делимобилей много. Может мне везет, но редко когда нет машины в пешей доступности.
- Цена за поездку: 8 рублей в минуту, 2,5 рубля в минуту — режим ожидания. Есть режим аренды автомобиля на сутки за 2 000 рублей, включённый пробег 150 км, что, на мой взгляд, маловато для суток использования машины в Москве. С другой стороны, если нужно доехать до дачи и на следующий день вернуться обратно, получается вполне приемлемый вариант. Бесплатное бронирование – 20 минут.
- Бензин: В бардачке топливная карта, которую активируют , когда ты заезжаешь на заправку. Если бензина осталось одно деление – ты обязан заправить автомобиль, не заправишь – штраф. За трату личного времени на заправку авто полагаются бонусные минуты. Я при аренде всегда стараюсь смотреть на уровень топлива в машине, чтобы не связываться с заправкой. Так как на мой взгляд, процесс достаточно геморройный.
- Впечатление от использования сервиса: Не нравится достаточно бестолковое приложение. Чтобы начать аренду, нужно 100500 раз нажать, что ты со всем согласен. Нет удобной фиксации повреждений автомобиля. Тебе предлагают связаться с оператором, который предложит сфотографировать и прислать фотки на мэйл. В какой-то момент я перестал звонить оператору и просто сразу отсылаю фотографии повреждений на почту с соответствующей пометкой в теме письма. Это видимо не совсем корректно с т.з. пользовательского соглашения, но пока претензий не было. Приложение в целом работает не очень быстро. Не нравится постоянное ощущение, что тебя пытаются облапошить. Во-первых, по умолчанию включена опция страхования за 1 рубль в минуту, но не КАСКО, что логичнее, а жизни и здоровья. Если торопишься – можно забыть отключить, а это приводит к чувствительному удорожанию поездки. Сервис не дает оплачивать штраф за нарушение ПДД с 50% скидкой, плюс еще взимает плату за администрирование в размере от 150 рулей за обработку штрафа. По правилам сервиса они перевыставляют штраф только после его оплаты собственником автомобиля, а когда его оплатил собственник большой секрет. Может и с 50% скидкой, но тебя это не касается. В колл-центре работают хамоватые девушки, которые разговаривают с тобой строго по скрипту.
- Ответственность: Все автомобили застрахованы – ОСАГО + ДСАГО (1 500 000 рублей). КАСКО нет, поэтому платить за ущерб автомобилю придется от 5 000 рублей за царапину на одной детали до 150 000 рублей, которые указаны как максимальная ответственность. Верхнюю планку ответственности установили после известного скандала в соцсетях. Договором предусмотрено большое количество штрафов за разные события. Стоит ознакомиться.
- Лайфхаки: За что я безусловно люблю Делимобиль, так это за возможность начать или окончить аренду в московских аэропортах Домодедово и Шереметьево. В ночное время и рано утром доехать от моего дома до Шереметьево стоит 200-250 рублей. Впрочем, в любое время это дешевле, чем такси.
При бронировании автомобиля предоставляется бесплатно 20 минут, чтобы начать аренду (то есть дойти до автомобиля). Но, если по истечении первых 20 минут отказаться от аренды и заново забронировать тот же автомобиль, можно получить дополнительные 20 минут.
И, кстати, Делимобиль «дружит» с бонусной программой Аэрофлота, начисляя мили за поездки.
YOUDRIVE: Без всяких сомнений мой любимый каршеринг.
- Регистрация: Через приложение загружаешь свои документы. После того, как они проходят проверку, можно начинать ездить.
- Автомобили: Smart. В основном двухместные, но есть и четырех местные. Сейчас появились Мерседесы А класса, но я их пока не видел. Что тут скажешь, на мой взгляд, Смарт самый удобный способ передвигаться по загруженным московским дорогам, особенно с т.з парковки. В основном, попадаются Смарты нового поколения, хотя, безусловно, старые никуда не делись.
- Парковка: Завершать аренду можно в только в пределах зеленой зоны, которая простирается чуть дальше 3-го транспортного кольца в любом месте, где парковка разрешена ПДД, в том числе на платной городской парковке. Закрытые, частные парковки опять же под запретом. На некоторых конечных и не очень станциях метро есть аномальные зеленые пятна – например возле метро Юго-западное и Новогиреево. Логика их появления не совсем понятна. В выходные граница зеленой зоны расширяется до МКАД. Есть приятные бонусы, о которых ниже.
- Доступность: В центре автомобилей всегда много. Как правило, вблизи есть 2-3 автомобиля. У границы зеленой зоны автомобилей сильно меньше.
- Цена поездки: от 8 (старый Смарт) до 9 (новый Смарт) рублей за минуту. На аренду отдельных автомобилей бывают скидки. Цена ожидания – самая низкая — 1,5 рубля в минуту. Бесплатное бронирование от 20 минут.
- Бензин: Штрафа за низкий уровень топлива нет. Оплачивать заправку нужно за свой счет. Стоимость заправки компенсируется тебе баллами, которые тратятся на поездки.
- Впечатление от использования сервиса: Приложение интуитивно понятное. Фиксировать повреждения на автомобиле достаточно удобно. Телеграмм-бот присылает в чат фотки уже зафиксированных повреждений, свеженайденные также отправляются в виде фоток в чат. Машинки классные. Штрафы списывают с 50% скидкой.
- Что не нравится. Во-первых, только здесь есть шанс прийти и не обнаружить припаркованный автомобиль. Они каким-то фееричным образом не видят, когда машину эвакуируют. Тебе в этом случае полагается просто «извините». Во-вторых, нельзя поменять банковскую карту через приложение, а только через сайт. В-третьих, в машинах нет зарядки для телефона, а это поверьте, иногда очень актуально. Ну и наконец, а почему нет аэропортов?
- Ответственность: КАСКО нужно подключать отдельно. Стоит 1 рубль в минуту. В этом случае ответственность ограничена 15 000 рублей. Если не пользоваться КАСКО, все ровно есть ограничение ответственности, но нужно быть готовым заплатить до 70 000 рублей +25% от суммы причиненного ущерба сверх указанных 70 тысяч. Договором предусмотрены различные штрафы. Стоит ознакомиться.
- Лайфхаки: Сервис рейтингует своих пользователей. При росте рейтинга появляются всякие вкусности. Самое приятное с 5 уровня появляется бесплатная ночная парковка с 20.00 до 8.00, то есть можно спокойно поехать домой, припарковать автомобиль возле дома (в том числе вне зеленой зоны), и с утра спокойно поехать обратно на работу. Почти личный автомобиль. Еще положены разного рода скидки и бонусы: увеличенное время бесплатного бронирования, скидки на аренду, в том числе бесплатные поездки стоимостью до 1 500 рублей (а это реально много) и т.п. На всякий случай, мой промо-код RwZSgK – вам 50% скидка на первую поездку, ну а мне дополнительные бонусы.
BelkaCar: Несколько месяцев назад заметил возле дома незнакомый каршеринг. Сходу зарегистрировался.
- Регистрация: Через приложение загружаешь свои документы. После того как они проходят проверку можно начинать ездить.
- Автомобили: Самые разные. Мне попадались Kia Rio, Ford Fiesta, Hundai Solaris. Автомобили пока все новенькие. В автомобиле всегда есть зарядка.
- Парковка: Завершать аренду можно в пределах МКАД в любом месте, где парковка разрешена ПДД, в том числе на платной городской парковке. Бросать на закрытых парковках, например, в торговом центре – нельзя. В качестве дополнительного бонуса – парковка в Домодедово, которая работает по принципу Делимобиль.
- Доступность: на мой субъективный взгляд автомобилей не так много. Но есть надежда, что их станет больше.
- Цена поездки: 8 рублей за минуту. Цена ожидания — 2 рубля в минуту.
- Бензин: В бардачке есть топливная карта, как проходит процесс заправки в реале пока еще не знаю. Зато знаю, что штраф за завершение аренды с низким уровнем топлива составляет 500 рублей.
- Впечатление от использования сервиса: Приложение интуитивно понятное. Фиксировать повреждения на автомобиле достаточно удобно, есть возможность сразу прикрепить фотографии. Может, мне не везет, но машины попадаются редко. Больше пока сказать нечего.
- Ответственность: декларируют, что есть КАСКО. Но на самом деле такое же ограничение ответственности, как и у других сервисов. При аварии, произошедшей по вине пользователя с ущербом до 100 000, оплачиваешь до 30 000 рублей. При ущербе от 100 000 рублей пользователь — 30 000 рублей плюс 15 % от суммы ущерба. Договором предусмотрены различные штрафы. Стоит ознакомится.
- Лайфхаки: Нашел только это — «дружит» с бонусной программой S7 Priority, начисляя мили за поездки. И еще, на всякий случай, промо-код каршеринга — XHBY0381. Кто и что за это получает для меня пока тайна.
Комментарии: