В интернете сейчас довольно часто встречается термин «РOS- кредит». Что это за «зверь» такой?
POS — сокращение от «point of sales», по-русски «точка продаж». POS-кредит — это вид кредита, который можно получить прямо в точке продаж — в магазине бытовой техники, офисе мобильной связи, мебельном салоне, в любом магазине.
На рынке кредитования появляется все больше продуктов, разработанных финансово-кредитными организациями, для охвата максимального количества клиентов. Такой кредит рассчитан на потребителя, который не может удержаться от покупки в магазине, если усматривает в ней определенную выгоду (например, большую скидку), человека, который легко поддается на предложения кредитных консультантов, возможность приобрести приглянувшийся товар, не обращаясь в банк или МФО.
Плюсы POS-кредита
Главные плюсы этого вида кредитования для заемщика: менее жесткая проверка, чем в банках, и быстрота кредитной операции.
Получить деньги на приглянувшуюся вещь немедленно, не уходя из магазина и не обращаясь за деньгами в финансово-кредитную организацию – заманчивая возможность, устоять перед которой сложно, если не невозможно. На это и рассчитан POS-кредит, который можно обнаружить в салоне мобильной связи, мебельном супермаркете, в строительном магазине или в гипермаркете бытовой техники.
POS-кредит рассчитан на разные категории покупателей:
- тех, кто пришел присмотреть необходимую вещь, потому что начал на нее откладывать деньги и в скором времени рассчитывает стать ее счастливым обладателем;
- любителей обновлений мобильной техники, считающих приобретение последней модели вопросом статуса и престижа;
- тех, у кого нет возможности приобрести жизненно необходимую бытовую технику – их обычно подкупают скидки, сделанные магазином, возможность купить дешевле и без денег.
У каждого из участников такой сделки своя заинтересованность и выгода – очевидная или иллюзорная. Магазин продает товар, новый и дорогой или уцененный, поскольку утрачивает актуальность, клиентам, которые без этого бы ничего не купили. Банк без уговоров или условий, оплачивает за нового клиента покупку, получая залоговое кредитование, проценты по сумме. Покупатель становится счастливым обладателем нового мобильника, бытовой техники или мебели, копить на которые пришлось долго и не всегда успешно.
Такая простота настораживает здравомыслящего или расчетливого человека, и не случайно, поскольку всем известна поговорка про бесплатный сыр в мышеловке, но не все вспоминают о ней вовремя.
Подвохи и минусы
Начинаются с момента принятия решения о покупке – все делается быстро, у человека нет возможности как следует обдумать сделанный шаг, изучив условия договора. Потребительский кредит, взятый в банке, по кредитке, с более низкими процентами, чем аналогичный продукт наличкой: банк вернет свое процентами на обналичке или обслуживанием карты, переводами с оплатой.
МФО, выступая в роли кредитодателя, с ограниченными сроками и куда более высокими процентами, в отдельных случаях приводит к покупке одного предмета по цене двух. Покупателя заверяют, что проценты – за год, а в реальности оказывается, что они за месяц.
Еще один важный момент – у клиента есть только ограниченный выбор кредитной организации. Дома он может сравнить предлагаемые банками условия и взять займ под более выгодный процент и продолжительный срок. В ажиотаже игнорируются все разумные соображения, человек берет то, что ему предлагают. Выгода может быть даже в наличии у кредитора разветвленной сети банкоматов, куда можно вносить средства, не тратя время, и не уплачивая комиссию.
Расширенная гарантия, которую уговаривают купить при оформлении кредита, предоставлена магазином, а не заимодателем. Стоимость услуги не будет компенсирована, если покупатель решит венуть неудачное приобретение, она просто уйдет из кармана в пользу магазина. И она ни в коем случае не может быть условием получения кредита, который выдается банком.
Есть и другие подводные камни – действительно ценную вещь потребительский кредит получить не поможет, он годится только для сравнительно недорогих приобретений. Купленная вещь становится залогом, категорией, которую могут отобрать при неуплате. В суматохе незадачливому заемщику программы навязывают ненужные услуги, которые тоже могут потребовать дополнительных ассигнований.
Все прерогативы и бонусы выгодоприобретателя меркнут перед высокой процентной ставкой. С позиции банка или МФО она объяснима, поскольку даже несколько выплат позволят подстраховаться кредитной организации от потери денег при невозврате. Если смотреть на это с позиции покупателя — это неоправданные и нерациональные расходы.
Комментарии: